Образование и карьера в России

информационный портал

Временем возникновения делового туризма можно считать время начала первых передвижений человека, преследующего конкретные цели. Ведь даже в каменном веке, мужская половина племени была вынуждена отправляться в дальние походы за добычей, а морские путешествия купцов в другие страны - это яркий пример туризма с коммерческой целью.

Со временем, отрасль делового туризма стала набирать обороты. В середине 19 века, во время массового развития железнодорожной инфраструктуры, строительства гостиниц, прокладывания новых и удобных дорог, налаживания телефонной и телеграфной связи, путешествия в служебных целях стали значительно легче. Ведь еще до развития подобных технологий и достижений, передвижение людей осуществлялось только посредством почтовых троек, что было исключительно затратно по времени и неудобно в целом. Причем путешествовать в почтовых тройках могли лишь те люди, у которых была служебная необходимость, что подтверждалось специальными сопроводительными документами.

Но, по-настоящему, деловой туризм начал набирать обороты только в середине 20 века, когда появилась возможность авиаперелетов, значительно сокративших время, затраченное на дорогу.

В наше время, наверное, каждый третий человек, отправляющийся в поездку, делает это по долгу службы. Деловой туризм, особенно за рубеж, в значительной мере влияет на экономику страны, на ее значимость в сфере мирового рынка.

На Западе подобная сфера туризма давно и прочно вошла в ряд обязательных дополнений к бизнесу. Деловой туризм способствует укреплению деловых связей, повышение уровня квалификации сотрудников на выездных мероприятиях благоприятно сказывается на уровне их работы. Конференции, совещания или просто семинары, проходящие вне стен родного офиса, развивают командных дух и доверительное общение между сотрудниками. Коллективный выезд – это и прекрасный способ отдохнуть от привычной рутины.

В России опыт делового туризма достаточно небольшой, но предприниматели, беря пример с западных коллег, всерьез начали задумываться о широком его применении в сфере бизнеса. Только в 90-х годах прошлого века, понятие «деловой туризм» перестало быть новинкой для российского обывателя. В связи с недостаточной пока развитостью турбизнеса в России, отечественные туроператоры не стремятся дополнять существующие уже предложения данной сферы. Количество туристических агентств, специализирующихся на деловом туризме, пока небольшое, и предлагают они, в основном, путешествия за границу. Ориентируются турфирмы всецело на спрос потребителя, а клиенты, в свою очередь, интересуются в большинстве своем, деловыми поездками за рубеж. В индивидуальном порядке можно, конечно, организовать персональный тур, исходя из пожеланий покупателя, но быть компанией, специализирующейся исключительно на бизнес - турах, пока невыгодно.

Среди самых крупных фирм, предлагающих деловые туры, выделяются «Элиос Тревел», «Интурист», бизнес центр «Планета тур», «Эпик Тревел», компания «Моско». Среди западных аналогов – это известная фирма «Америкен Экспресс» и «Розен Блюз».

Доли въездных и выездных потоков в России, значительно разняться. К примеру, процент отправляющихся за границу деловых туристов едва дотягивает до 20-ти, а зарубежных гостей, приехавших в столицу для деловых переговоров – целых 60 процентов.

Но, несмотря на все проблемы, связанные с развитием делового туризма в России, интерес западных бизнесменов к нашей стране интенсивно растет. Если, к примеру, в конце 90-х годов, доля бизнес – туров из-за рубежа едва дотягивала до нижней планки, то уже в 2002 году деловых гостей столицы насчитывалось уже 1 млн. человек.

Быстрое налаживание международных связей повлекло за собой массовое строительство гостиниц и отелей не только в столице России и Санкт-Петербурге, но и в других городах страны. В таких крупных промышленных центрах, как Архангельск, Владивосток, Красноярск, Сочи и др., строятся отели высокого класса, оснащенные конгресс- и бизнес – залами. Деловой туризм, близко коснувшись крупных городов страны, обошел вниманием дальние регионы и среднюю полосу России. Последние до сих пор специализируются только на въездном туризме, благо, что в этих географических точках есть, на что посмотреть.

Если же все-таки необходимость заставит отправиться в бизнес – поездку в какую-нибудь российскую глубинку, то надо быть готовым к тому, что конференцию придется проводить в наспех переоборудованном для этой цели помещении, а компьютерной техникой и мобильной связью придется пользоваться своей.

Деловой туризм играет огромную роль для России, так как способствует ее доступу к мировому инвестиционному капиталу, а так же увеличивает роль страны в мировой экономике. Однако, не смотря на ценную роль данной отрасли, государство не особо пока заостряет на ней внимание. И, соответственно, туристическому бизнесу пока суждено подниматься своими силами. Хотя, как показывают исследования, во времена экономического кризиса и массовых природных катаклизмов, процентная доля обычных туристических поездок заметно падает, тогда как деловой туризм остается на высоком уровне. Более того, прогнозируется, что темп роста данной отрасли будет только увеличиваться.

Беря, к примеру, все тот же Санкт-Петербург, можно заметить, что рост конгресс – туризма в этом городе за прошедший год достиг 1 процента от мирового рынка, и продолжает расти в 2011 году.

Об окончательном формировании сектора российского туризма в бизнесе пока говорить рано, но он поступательно и верно завоевывает свои позиции среди Западных стран.