Образование и карьера в России

информационный портал

Существует множество причин, по которым человек начинает искать работу. Например, сокращение с предыдущего места работы или желание найти более перспективное и интересное занятие. Успех же поиска во многом будет зависеть от того, насколько хорошо соискатель сможет преподнести себя потенциальному работодателю. Ведь умение представить себя –  настоящее искусство, которому нужно учиться.

Резюме

Главным документом при приеме на работу является резюме. Не следует путать его с автобиографией.  От того, насколько правильно, грамотно и емко составлено резюме, во многом будет зависеть результат. Ведь резюме, как правило, является первой «презентацией» соискателя. Именно после его рассмотрения  работодатель  решит,  стоит  ли приглашать претендента на собеседование.

При написании резюме нужно отталкиваться от того, что чаще всего работодатель  анализирует его в отсутствие кандидата. Поэтому на словах Вы ничего в свою пользу добавить не сможете. А, значит, всю необходимую информацию нужно изложить наилучшим образом. Желательно, чтобы резюме не было очень громоздким: постарайтесь уложиться в одну, максимум, в две страницы.

Очень важно, указывая свои положительные моменты, найти способ подчеркнуть собственную индивидуальность:  информация должна привлечь его внимание работодателя, чтобы он увидел в Вас потенциального сотрудника. Поэтому, если Вы не первый раз составляете и подаете резюме, внесите в него коррективы. При этом исходите из вакансии и сферы деятельности компании, в которую Вы хотите устроиться на работу.  Сделайте акцент на своем предыдущем опыте работы и дополнительных знаниях, которые пригодятся именно в данной компании. Если же у Вас большой послужной список, то опустите моменты, заведомо неинтересные данному работодателю.

Резюме составляется в обратном порядке, т.е. начиная с последнего места учебы или работы. Оно обязательно должно включать в себя несколько разделов. В частности,  трудовая деятельность, образование, специальные знания (например,  курсы, тренинги), семейное положение, по желанию – дополнительные сведения о себе (наличие водительских прав, личные качества, хобби и т.д.).  Кроме того, в начале резюме обязательно указать цель соискания и вакансию, на которую вы претендуете, а также контактные  данные (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, e-mail и т.д.). Кроме резюме работодатель может потребовать Ваше жизнеописание – оно должно дополнять и расшифровывать  резюме и составляется по той же схеме. Если у Вас есть рекомендательные письма от предыдущих работодателей или общественных организаций, тоже приложите их к Вашему резюме.

Резюме можно отправить по электронной или обычной почте либо отнести лично. В последнем случае обратите внимание на качество бумаги и аккуратный внешний вид самого документа. Проверьте заранее грамматические и стилистические ошибки. Все эти моменты, которые кажутся Вам пустяками, могут сыграть злую шутку. Помните, что мелочей, когда Вы представляете себя незнакомому человеку, не бывает.

Внешний вид

Предположим, что Ваше резюме произвело впечатление, и Вас пригласили на собеседование. Этот  этап не менее важен, чем предыдущий. Помните, что «по одежке встречают…»? Народная мудрость, как всегда, права. Поэтому подойдите к выбору одежды очень тщательно. Вы должны одеться соответственно тому месту работы, на которое  претендуете.

Например, если Вы хотите устроиться в банк, авангардный наряд или рваные джинсы с яркой футболкой здесь будут явно неуместны - лучше отдать предпочтение деловому виду одежды, а женщинам стоит надеть колготки или чулки (даже в жаркое время года).  В принципе, для первой встречи в любой организации правильнее будет выбрать одежду пастельных тонов и классических фасонов – этот вариант всегда будет беспроигрышным (исключение можно сделать в случае творческих профессий). 

Не забудьте про аккуратность в каждой детали - начиная от хорошо выглаженной, чистой одежды и обуви, заканчивая прической и ногтями. Сведите к минимуму наличие украшений,  как на одежде, так и декоративных, в первую очередь, это касается женщин и девушек. Для них же рекомендация насчет макияжа, который должен быть неярким. Не переусердствуйте с духами или дезодорантом – сильные или резкие запахи будут признаком дурного тона и могут подсознательно оттолкнуть от Вас собеседников.

Манеры

К собеседованию подготовьтесь заранее, максимально возможно изучив информацию об организации, в которую вы идете трудоустраиваться, и сфере ее деятельности. Можете дома отрепетировать варианты беседы перед зеркалом или с домочадцами. Помните, что Ваша основная задача – доказать работодателю, что именно Вы - тот, человек, который обладает нужными для него профессиональными навыками и личными качествами. Поэтому старайтесь произвести как можно более благоприятное впечатление.

Не молчите, но и не говорите слишком много. Взвешивайте каждое слово, старайтесь построить свою речь в форме рассказа, чтобы собеседник не вытягивал из Вас односложные ответы. Постарайтесь свести к минимуму употребление частицы «не»: вместо «не знаю», « не умею», отвечайте что-то вроде «я работал с подобной программой, поэтому смогу быстро освоить и эту». Кроме обаяния и компетенции, дайте понять, что именно в этой организации Вы всегда мечтали работать.

Не стесняйтесь задавать встречные вопросы, например, по поводу своих функциональных обязанностей, зарплаты, численности сотрудников Вашего отдела и их среднем возрасте. Старайтесь не повышать тон, а говорить ровно и сдержанно. Многим людям неприятны визгливые нотки в  голосе -  учтите это. Не жестикулируйте очень активно, не теребите ручку, кончик носа или край одежды. Не садитесь на край стула – это произведет впечатление, что Вы не уверены в себе. Мобильный телефон на время собеседования лучше перевести в беззвучный режим. В конце разговора обязательно поинтересуйтесь, когда и каким образом Вы сможете узнать о результатах собеседования. И обязательно улыбайтесь – это действует  обезоруживающе в любых ситуациях!