Образование и карьера в России

информационный портал

Слово «карьера» часто воспринимается, исключительно как рост по служебной лестнице. В связи с этим у некоторых словосочетание « сделать карьеру» вызывает отторжение, а уж понятие «карьеризм» носит выраженную негативную окраску. Учитывая существование принципа Питера (обоснование массовой некомпетентности руководящих работников) это понятно.

Но оказывается понятие «карьера» - это не только служебное возвышение, но и углубление своих знаний, навыков и умений. То есть швея, которая осваивает работу на новом оборудовании, тем самым углубляет свои навыки и тоже делает карьеру.

Есть ли принципиальное различие этих двух видов деятельности. Оказывается, часто они не только сильно различаются, но прямо противоположны друг другу.

Любой специалист может расти в своей профессии. Хирург осваивает все большее количество операций, совершенствуется в технике, оттачивает точность диагностики. Рабочий в цехе при творческом подходе и достаточном образовании вносит рационализаторские предложения, совершенствует свое мастерство. Инженер разрабатывает все более объемные проекты, а может быть, даже что-то изобретает. Но при этом по карьерной лестнице (в общепринятом ее понимании) все эти специалисты не поднимаются. В каждом большом трудовом коллективе есть такой неформальный авторитет. Это может быть мастер цеха, который опытнее любого начальника. К нему обращаются за советом в сложных ситуациях. Врач, на прием к которому приводят своих родственников сотрудники больницы. Но руководящие посты такие люди занимают далеко не всегда. Они стали художниками своего дела, достигли высот в своей профессии, но сделали ли они карьеру? В общепринятом значении этого слова – нет.

Например, карьера врача представляется примерно таким образом: интерн (ученик), больничный ординатор (рядовой работник), заведующий отделением, начмед (начальник по медицинской части) или главврач больницы. Есть еще один вариант: интерн, больничный ординатор, кандидат медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор.

Но на любой из этих дорог отчетливо виден момент, когда человек меняет род деятельности: в одном случае на руководящую, в другом на исследовательскую. В любом случае лечением больных, а значит и совершенствованием в этом такой специалист уже не занимается. Ситуация несколько утрирована. Диссертация может быть написана без отрыва от лечебного процесса, заведующий остается лечащим врачом. Это так, но в любом случае организаторская или научная деятельность становится основной, а значит, истинный профессиональный рост тормозится. (Ситуации, когда в научной работе отражен только собственный опыт, крайне редки.)

Конечно, не всегда специалисты и таланты оказываются в тени, а на руководящие посты попадают сотрудники со средними способностями. Иногда организаторские способности отлично сочетаются с основными талантами, и тогда прекрасный инженер может отлично руководить отделом. Но на практике такое сочетание редко. В медицине и многих других специальностях новаторские разработки, научные достижения далеки от ежедневной работы. Например, амбулаторный прием современного врача составляет 30 – 40 человек. Причем никакого новаторства для лечения этих пациентов не требуется. Надо просто хорошо и добросовестно выполнять свою работу.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Делать карьеру и стать «большим начальником» или высококлассным специалистом – каждому придется выбирать самостоятельно.