Образование и карьера в России

информационный портал

Личностный рост важен с детства - так как психологическая устойчивость личности и социальная адаптация гораздо важнее для карьерного роста, чем простые знания наук. Данные упражнения созданы в основном для определенной возрастной группы – подростков. Целью их является помощь молодым людям в принятии правильных решений, кроме того упражнения учат понимать окружающих людей и себя самого. Подобные упражнения можно взять на вооружение школьному психологу или групповому консультанту.

Упражнение «Шприц»

Целью этого упражнения является помощь участникам в том, чтобы почувствовать более глубоко и пережить частые ситуации уговоров, при этом выработать «иммунитет» к такому психологическому воздействию.

Дело в том, что у любого подростка имеется естественный психологический барьер, защищающий его от наркотиков, особенно внутривенных. Совсем не просто решиться на это в первый раз, далеко не всякий согласится ввести себе в вену вещество, действие которого непредсказуемо.

Упражнение проходит по кругу. Инструкция: человек, у которого в руках шприц, должен уговорить соседа справа уколоться; задача второго состоит в том, чтобы отказаться; всего делается три попытки.  Потом шприц передается отказавшемуся, и так происходит по кругу. В итоге проводится небольшое обсуждение, где отмечаются такие варианты отказа, что были самыми убедительными, и такие случаи, где "искуситель" настойчиво продолжал уговоры.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Группа рассаживается по кругу. Ведущие говорит: «Завершаем нашу работу. Теперь каждый по очереди ставит перед собой стул (стоящий в центре круга). Каждый участник группы будет подходить, садиться на этот стул и вслух называть 1 качество, что мешает вам, и 1 что помогает. Надо помнить, что называть нужно такие качества, что проявились по ходу работы группы. Потом все выскажут собственное мнение, очередной участник возьмет стул и поставит напротив себя. Таким образом, упражнение повторяется дальше.

Упражнение «Цвет эмоций»

Нужно выбрать водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, в то время остальные участники тихонько между собой задумывают какой-нибудь цвет. Лучше для начала это будет один из основных: зеленый, красный, синий, четный, желтый. После чего водящий открывает глаза, и все участники собственным поведением и эмоциями, попытаются изобразить загаданный цвет, при этом называть его нельзя. Водящий в свою очередь должен отгадать, загаданный цвет. Если же он отгадает, то избирается другой водящий, если не отгадает то остается водящим дальше.

Упражнение «Табу»

Целью упражнения является помощь участникам в том, чтобы понять, их отношение к ограничениям и запретам разного рода. Часто любопытство или желание познать запретный плод, а иногда и стремление продемонстрировать всем свою смелость толкают подростка на определенные поступки. Хорошо, если он знает, какие именно чувства управляют им, и тогда это позволяет ему сделать осознанный и правильный выбор.

Ведущий игры ставит в центр круга маленькую коробочку либо шкатулку, в ней лежит никому неизвестный предмет. Ведущий говорит: «В шкатулке лежит нечто, что нельзя». Потом он предлагает игрокам как-то себя проявить в отношении скрытого в шкатулке предмета. Можно вставать либо оставаться на месте, при этом выражать отношение жестами или мимикой; можно подходить к шкатулке, можно брать ее руками, заглядывать внутрь нее, - в общем, поступать так, как хочется.

Если же кто-то останется на своем месте и ничего не предпримет, то это тоже способ реагирования на сложившуюся  ситуацию. Во время выполнения этого упражнения нужно помнить, что тут важны действия, объяснения не нужны вовсе. Если кто-то захочет рассказать словами о собственной позиции, то задачей ведущего будет побудить его именно «показать» всем свое отношение. Потом все происходящее обсуждается в группе.