Образование и карьера в России

информационный портал

Вопрос личностного развития слишком неоднозначен. Приверженцы разных теорий рассматривают его с разных сторон, но все эти модели создаются на основе одних и тех же "носителей" (биология, социум, психика). Кардинально их развести невозможно: биологические, социальные и психические качества, интегрируясь в личности, в своем развитии оказывают друг на друга влияние. Причем биологический фактор лишь на 50 процентов определяет потенциал реальной личности, еще 50 процентов приходятся на образование, обучение и воспитание.

Технологии личностного развития прежде всего учитывают, что личность – это системное образование. Биологические основы личности охватывает все органические системы, процессы, особенности. Социальные «параметры» личности испытывают на себе влияние культуры и социума, в которых она воспитана и в которых принимает участие. Это социальные роли в  семье, школе, группе сверстников, представление о себе самом (создается под влиянием воздействия других), и представления о себе, созданные на основе того, как представляют меня другие люди.

Огромные различия между людьми усложняют и даже делают вообще невозможной выработку технологии личностного развития, которая в деталях подошла бы всем людям без исключения. Человек в продолжение своей жизни часто сталкивается с понятиями: развитие сознания, развитие ребёнка, развитие личности, однако вряд ли осознаёт их до конца. Дело в том, что каждый понимает это по-своему, используя собственные логические построения, домыслы, фантазии. Поэтому и существует огромное количество техник, методик, теоретических и практических советов, программ, которые позволяют личности развиваться во всех направлениях.

Однако любому, кто заинтересовался технологиями личностного развития, вначале нужно понять, что развивать, с чего начинается развитие личности, кто способен её развивать, в каком возрасте предпочтительнее осуществлять это развитие, какие этапы нужно пройти, чтобы личность смогла впоследствии самоактуализироваться.

Работу по развитию личности эффективнее всего начинать в дошкольном возрасте, уделяя основное внимание формированию психики и разума ребенка. Имея, что развивать, нужно решить вопрос, кто будет развивать. Именно ответ на этот вопрос станет основой построения конкретной технологии личностного развития. Психологическими исследованиями доказано, что люди всего охотнее используют идеи, созданные в результате размышлений ими самими. Идеи навязанные, как правило, людьми встречаются в штыки или подвергаются сознательной коррекции.

Безропотное принятие умом внешних идей сигнализирует о возможных глубинных дефектах или патологии в сознании. Как правило, такая личность в данный момент нуждается в лечении, а не в развитии. Деятельность мозга здорового индивидуума в принятии требующегося решения руководствуется принципом свободы воли и свободы выбора.

Личность на основе внутренних потребностей в процессе разнообразной деятельности приобретает оригинальные качества и опыт. На этой базе она начинает самостоятельно и свободно избирать цели, средства их достижения, управлять своей деятельностью, в то же время, развивая и совершенствуя свои способности по осуществлению этих целей, тем самым формируя (воспитывая) и изменяя себя.

Таким образом, так или иначе, содержание технологии личностного развития определяется уровнем и содержанием развития психики личности в данный момент, и любая технология развития личности организует прежде всего "самопсихическое" развитие, или саморазвитие личности.