Образование и карьера в России

информационный портал

Под развитием личности принято понимать непрерывные изменения не физиологического характера, происходящие с человеком в течение жизни. С накоплением опыта формируется мировоззрение и самосознание, отношение к действительности и особенности характера. Направление и специфика этих изменений определяются под воздействием факторов личностного развития.

 

Принято выделять две группы факторов: биологические (врожденные) и социальные (влияние окружающей среды).

Биологические факторы – генетически обусловленные задатки и способности, которыми обладает человек. Это только возможность – реализация ее полностью зависит от воспитания и образования. Очевидно, что природные данные могут быть и отрицательными, ведущими к регрессу (склонность к алкоголизму, передающаяся по наследству, например). Задача семьи, педагогов, психологов в раннем детском и дошкольном возрасте выявить эти влияния и создать все условия для совершенствования благоприятных и нейтрализации пагубных.

Под социальными факторами понимают широкий спектр географического, экологического, экономического, политического, социально-педагогического воздействия на личность.

Климат как географический фактор оказывает влияние на время полового созревания и, соответственно, поведение в подростковом возрасте.

Неблагоприятные экологические изменения (загрязнение воздуха и воды, вынужденный отказ от натуральных продуктов питания) приводят к замедлению физического и умственного развития детей, снижают работоспособность взрослых. Недостаток витаминов вызывает избыточную раздражительность и агрессивность, избыток сахара в готовой пище – гиперактивность.

Уровень экономического благополучия семьи и страны в целом с раннего детства определяет темп взросления ребенка. При отсутствии разнообразного питания, доступа к образовательным ресурсам, возможностей полноценной организации досуга формирование личности будет затруднено.

Политическая обстановка в государстве в первую очередь обусловливает внимание к развитию индивидуальности каждого гражданина. Установка на единообразие, общие, обязательные для всех стандарты снижает ценность отдельной личности.

Важнейшим среди факторов личностного развития с полным основанием считается социально-педагогический. Воспитание ребенка начинается в семье. Именно там дети получают первичную информацию и через подражание делают первые шаги к накоплению жизненного опыта. В раннем детстве закладываются и основы культурной идентификации.

В современной семье, как правило, не более 1-2 детей. Тем более важно организовать раннее общение со сверстниками в дошкольных учреждениях (государственных детских садах или частных центрах раннего развития). Опыт социализации поможет ребенку при обучении в школе. Старший дошкольный и младший школьный период – время определения и развития способностей ребенка, выбор направления дополнительного образования.

В подростковом возрасте начинается новый период подражания, при этом образцами становятся сверстники, представители массовой культуры. Если критическое восприятие действительности к этому возрасту не сформировано, то можно ожидать разнообразных отклонений в поведении.

После окончания школы наступает качественно новый этап – саморазвитие. Дальнейшее совершенствование личности в меньшей степени зависит от воздействия окружающих и определяется желаниями и усилиями самого человека.