Образование и карьера в России

информационный портал

Развитие отдельной личности происходит непрерывно – на протяжении всей жизни или пока эволюция по тем или иным причинам не сменится деградацией. Причем, здесь не может быть длительного периода покоя: или движение вперед, или обратный отсчет, ведущий к постепенному саморазрушению. При этом внутренняя сущность человека проходит несколько стадий становления, которые иначе называют уровнями личностного развития. Каждый такой уровень предполагает новую ступень самосознания и поведения индивида в обществе. 

Уровень личностного развития – понятие во многом абстрактное, поскольку не существует прибора, способного измерить его в каких-либо единицах. Он определяется положением человека на социальной лестнице, глубиной интеллекта, точностью мышления, нравственными критериями и сложностью эмоциональных связей. Таким образом, чем сложнее внутренняя организация человека, чем богаче его фантазия, чем неоднороднее его эмоциональная гамма, чем глубже он чувствует сущность тех или иных явлений – тем выше уровень его развития, тем больший интерес представляет он для окружающих.

Условно, можно выделить шесть уровней личностного развития:

  • бессознательный, 
  •  сознательный, 
  • начальный,
  • средний, 
  • высокий,  
  • высший.

При этом нередко встречаются переходные типы личности, сочетающие в себе черты двух разных уровней. Такое промежуточное положение завершается, как правило, переходом на более высокую ступень. Реже наблюдается обратное явление. Рассмотрим эти уровни подробнее.

Бессознательный уровень личностного развития. Наблюдается в раннем детстве, с момента самоидентификации, когда малыш осознает себя отдельным от матери существом, учится ходить, разговаривать, воспринимать и различать окружающие явления по цвету, запаху, вкусу и ощущениям. В это время основой поведения выступают заданные нормы и правила, которые не подвергаются критике и сомнениям, а гарантией их соблюдения является страх перед наказанием. Этот период длится несколько лет – до тех пор, пока у ребенка не возникнет критическое отношение к действительности, и он не осознает возможности получения личной выгоды.

Сознательный уровень личностного развития. Характеризуется пониманием собственной выгоды и возможности манипулирования окружающими. На этой стадии вырабатывается изначальная система ценностей, во многом подражательная и эгоцентричная, но впоследствии образующая фундамент личностного типа. Длится до наступления переходного возраста.

Начальный уровень личностного развития. При достижении человеком переходного периода происходит резкая переоценка действительности. Подросток, вместо прежнего принятия заданной системы ценностей и попыток извлечь выгоду из своего поведения, реализует себя в открытой конфронтации с авторитетами, акцентирует свое «я», противопоставляя себя взрослым, отвергает общепринятые установки и правила. Этот период продолжается и в ранней юности, когда открытую конфронтацию заменяет бунтарский романтизм, предполагающий поиск собственных идеалов.

Средний уровень личностного развития. Эта стадия характеризуется поиском компромиссов, когда человек старается согласовать свои потребности с возможностями, предоставляемыми обществом. При этом личностью вполне осознаются установленные рамки, но также осознается их условность, а значит – возможность нарушать запреты во имя каких-то целей. Здесь очень силен потребительский инстинкт и стремление удовлетворить собственное честолюбие. Длительность этого периода у каждого индивида различна, причем, многие так и не достигают следующего уровня.  

Высокий уровень личностного развития. Достигается при наличии интеллекта и при условии постоянного самообразования. На этом уровне собственные потребности согласуются с общественными нормами, человек обретает гармонию с миром, принимая общее благо как неотъемлемую часть личного благополучия. Уже выработана автономная система ценностей, принципы и законы. Раскрывается творческий потенциал, осознается ответственность за свою деятельность перед окружающими. При дальнейшем самосовершенствовании возможен переход на следующую ступень развития. 

Высший уровень личностного развития. Достичь его способны немногие. На этом уровне проявляется сущность творца. Человек имеет богатый социальный опыт, мощную интеллектуальную базу, глубокую и сложную эмоциональную структуру. Его личностное развитие предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм и непреложные истины, человек знает и уважает свое прошлое, а в своей деятельности несет ответственность перед будущими поколениями.