Образование и карьера в России

информационный портал

Недостаток креативности в бизнесе часто оборачивается убытками. Достаточно вспомнить пример швейцарских часовых компаний, которые в 1968 году упустили из вида только что изобретенные электронные часы. Эту идею просто откинули за ненадобностью, и мир не знал бы электронных часов, если бы не японская Seiko, до сих пор специализирующаяся на их производстве.

Причиной таких провалов специалисты называют традиционное образование, где детей учат не думать и придумывать, а запоминать и использовать уже кем-то придуманное. Следуя этому пути, менеджеры всех уровней при возникновении проблем выбирают решение из тех, которые кем-то применялись ранее, отсекая остальные возможности. А ведь настоящее творчество – это способность создавать новые решения, и именно на развитие этой способности направлено множество тренингов креативности.

Модели развития креативности

Какие только названия тренингов не придумывают коучи для привлечения слушателей! И тренинг латерального мышления, и креатив-практика, и «Штирлиц VS Мата Хари»… Вне зависимости от названия все эти курсы принадлежат к одному из четырех направлений:

Систематизация алгоритмов решения. Наиболее популярной методикой является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ основана на теории Генриха Альтшуллера, который утверждал, что ожидание музы неэффективно. Он проанализировал более 400 тыс. изобретений в разных областях и пришел к выводу, что 90% задач могут быть решены по одному из 40 алгоритмов, нужно лишь правильно определить тип задачи.

Систематизация творческого процесса. Эта модель делит процесс рождения идеи на несколько этапов: сбор доступных данных (что имеем?), постановка задачи (что нужно сделать?), соотнесение данных и задачи (есть ли возможность сделать?) и генерация нескольких решений (как это можно сделать?). Наиболее известная методика, основанная на этой модели, – «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

Активизация креативности в нестандартных ситуациях. Сторонники этой модели утверждают, что творческие способности активизируются, если человек занимается соответствующей деятельностью – рисует, музицирует и т.п. Также появлению новых идей способствует погружение участника тренинга в другую среду (для этого тренинг проводится либо в экзотической стране либо на родине, но с посещением, например, военной части) или в форс-мажорные обстоятельства (например, необходимость выступить со спектаклем, придумать и отрепетировать который нужно за два часа). Основу обучения на таких тренингах составляет развитие способности переключаться между творчеством и логикой, т.е. между правым и левым полушариями. Теория гласит, что чем слаженнее работают оба полушария, тем быстрее и легче человек генерирует новые идеи.

Развитие креативности у групп людей. Наиболее перспективное направление, особенно для больших корпораций, где развитие бизнеса лежит на плечах больших «креативных» отделов. На групповых тренингах учат не просто генерировать решения проблем, но делать это слаженной командой – так, чтобы в равной степени был задействован каждый участник. Плюсом этой модели является то, что она может использовать три остальные методики развития креативности. Наиболее популярные тренинги этой категории – импровизации, в течение которых команда учится «потоковому творчеству», т.е. способности фонтанировать идеями постоянно.