Образование и карьера в России

информационный портал

Известные способы генерации идей уже практически не используются на тренингах. Консультанты стараются всячески их модернизировать, чтобы привлечь участников новым продуктом. В первозданном виде их используют либо компании для самостоятельного поиска решений, либо университеты в образовательном процессе.

Итак, семь лучших методик поиска решений и идей:

Мозговой штурм. Каждый участник имеет право выдвинуть идею, какой бы нелепой она ни казалась. Критика и анализ идей происходит потом, когда все выскажутся. Также весьма эффективен брейн-райтинг – вариант бессловесного брейнсторма, когда все идеи записываются на листок, а остальные участники пишут свои соображения ниже.

«Шесть шляп». Способ упорядочить творческий процесс за счет мысленного надевания шляпы одного из цветов – белого (анализ данных), черного (поиск негативных моментов), желтого (поиск позитивных моментов), зеленого (генерация идей), красного (ассоциации, эмоциональная реакция на проблему) и синего (вынос суждений, подведение итогов).

Ментальные карты. Схематичное представление проблемы и поиска решений. В центре листка записывается понятие, характеризующее проблему, а вокруг располагаются ассоциации, связанные с этим понятием. Крайне рекомендуется дополнять возникающие ассоциации графическими изображениями. Процесс рисования активизирует творческие способности, и рисунок постепенно разрастается, дополняясь новыми идеями. Кроме того, такое «древо идей» легко запомнить и в нужный момент вызвать из памяти необходимую ассоциацию.

Метод фокальных объектов. Задача состоит в том, чтобы характеристики разных объектов, никак не связанных между собой, объединить в одном – новом объекте, который и станет той самой, желанной идеей.

Морфологический анализ. Метод заключается в выделении ряда существенных признаков у объекта и их изменении. После этого объекту пытаются присвоить новые характеристики и посмотреть, что получится. Анализ часто проводится в парах – один участник выделяет характеристики, а другой, не видя объекта, их изменяет.

Где угодно, когда угодно. Метод основан на теории, что новая идея не рождается в муках, а сама рвется наружу. Надо просто ей не мешать.

Инвентаризация идей. Все идеи, приходящие в голову, записываются в специальную тетрадку, а когда возникает необходимость, тетрадка просматривается на предмет нужного решения.

Задача любого тренинга по развитию креативности – не превратить простого менеджера в фонтан идей, а, прежде всего, устранить препятствия, мешающие свободной их генерации. Главная помеха – страх творчества, за которым стоит боязнь непонимания, насмешек и отвержения. Преодолев эту помеху, люди начинают более активно предлагать руководству свои способы решения проблем. А чем больше возможных путей, тем выше вероятность благополучного исхода дела.