Образование и карьера в России

информационный портал

Многие могут задать себя вопрос, глядя на более продвинутых коллег - почему кто-то добился успеха и в работе, и в семейных отношениях, и выглядит всегда замечательно? Ответом будет не наличие у этого человека удачи, а умение добиваться поставленной цели, контролировать себя. Самоконтроль – важная характеристика личности, мощное оружие для личностного роста.

Если личностное развитие стихийно, то возникает непонимание того, как управлять собой, как организовывать себя для достижения целей и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Личность адаптируется успешно, только если может адекватно оценивать свои возможности и саморазвиваться, самоизменяться в соответствии с обстоятельствами. Устойчивость саморазвития может быть обеспечена только тогда, когда в этот процесс включены собственные силы, есть внутренний стимул к работе над собой.

Некоторые называют самоконтроль как один из приемов самовоспитания. Он связан с умением сдержанно относиться к людям, терпимо воспринимать их недостатки, ошибки, слабости. Для превращения в активно действующего субъекта человек должен освоить управляющие функции и обратить их на самого себя. Лишь в этом случае можно научиться мотивировать свою деятельность, осуществлять ее планирование и регуляцию, анализ и оценку.

Действия человека скоординированы и рациональны, потому что он управляет ими. Даже младенец учится внутренне контролировать свои внешние действия. Так формируется внутренний механизм, который позволяет ребенку действовать логично и в соответствии с правилами поведения - самоконтроль.

Это один из компонентов деятельности. Сущность его в том, что по ходу выполнения какого-либо действия каждый шаг сверяется с поставленной целью, образцом, происходит регулирование и оценивание деятельности. Самоконтроль - характеристика, качество личности.

Волевое регулирование наиболее ярко функционирует, когда мы предпринимаем действия:

  1. новые для нас; 
  2. известные, но в необычной обстановке и в необычное время;
  3. известные, но требующие ускорения или, напротив, замедления;
  4. известные, но в необычном состоянии (болезнь, эмоциональный подъем или упадок);
  5. известные, но не одобряемые исполнителем (например, работа по требованию других лиц, целесообразность которой человек отвергает или подвергает сомнению);
  6. монотонные действия и др.

Самоконтроль имеет достаточно сложную уровневую структуру. В самом общем виде она может быть сведена к трем уровням:

Высокий: человек осуществляют самопроверку действий по собственной инициативе, стремится все понять самостоятельно, без помощи извне, практически не ошибается.

Средний: люди ошибаются в новых условиях, но осознают это и исправляются, т.к. всегда стремятся проверить себя. Они не совсем уверены в своей правоте, нуждаются в поддержке. Механизм самоконтроля становится произвольным при обнаружении ошибки, он не доведен до совершенства (чаще всего).

Низкий: люди уверены в своей правоте, некритично относятся к замечаниям. Они с трудом работают по схеме, адекватно воспринимают новое правило только после многократных повторений, не способны применять его в изменившихся условиях.

Средствами, приемами самоконтроля считаются самонаблюдение и самоанализ. Самонаблюдение – внутренний монолог, выраженное в словесном отчете осознание собственных действий и переживаний. На его основе человек осуществляет самоанализ как форму саморегуляции.

Самоконтроль – выделение этапов деятельности и их очередности. Волевые свойства личности действуют в комплексе друг с другом и с другими ее свойствами. Волевая регуляция проявляется не столько в действиях, сколько в их системе.

Целеустремленность - умение человека руководствоваться идеалами и принципами (стратегическая).

- умение ставить цели и не отклоняться от них (оперативная). В формировании целеустремленности нравственные принципы и убеждения играют определяющую роль, составляют мотивационную основу воли, характеризуют ее единство и устойчивость.

Инициативность – способность и умение человека по собственному почину предпринимать что-либо. Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным убеждениям и умение без помощи других осуществлять свои действия и поступки.

Динамичность - особенность самоконтроля. Это универсальная интеллектуальная способность ставить цели. Промежуточные цели: научиться видеть отдаленные результаты, подчинять им настоящий момент, осознанно ставить цели выполнения и самопроверки. Они ни в коем случае не должны даваться в готовом виде.

Основные выводы из исследований психологии формирования цели в действиях по заданию сводятся к следующему:

  1. Цель-задание является специально организованным и мощным стимулом самостоятельного целеполагания.
  2. Личность вкладывает в любую цель собственный смысл.
  3. Непонимание или недостаток сведений о задании и его результатах – основные препятствия для самостоятельного целеполагания, которые стимулируют познавательно-волевую активность.
  4. Восприятие и принятие цели-задания активизируют систему мотивов и потребностей личности.
  5. Важна словесно-наглядная внешняя стимуляция с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, психического состояния и опыта.
  6. Значение имеет окружающая обстановка, отношение человека к лицу, дающему установку.

Разработано множество методик для выявления уровня самоконтроля. Пройдя такой тест можно решить для себя, стоит ли предпринять шаги по укреплению своей волевой сферы, помочь личностному росту. Можно использовать памятку «Как я контролирую себя»:

  1. уточняю, что предстоит сделать;
  2. распределяю время;
  3. определяю последовательность действий;
  4. проверяю, делаю ли я то, что требуется;
  5. проверяю, все ли выполнено правильно;
  6. если нужно, дорабатываю;
  7. оцениваю себя;
  8. запоминаю все удачи и ошибки, чтобы в будущем лучше контролировать себя.

Систематически укрепляя самоконтроль можно развить внутренний потенциал до небывалых высот, научиться успешно решать любые жизненные задачи, открыть богатые перспективы. Высокий уровень самоконтроля предполагает хорошо развитые способности к анализу и синтезу, понимания себя, обеспечивает внутреннюю независимость личности.