Образование и карьера в России

информационный портал

Самостоятельный человек сам ставит себе цели и сам их достигает. Он полностью несет ответственность за свою жизнь.

Под самостоятельностью ребенка подразумевают нечто другое. Естественно он не может принимать важные решения. Для него самостоятельность – адекватно и  разумно действовать в ситуации, отданной под его контроль.

Например, трехлетку считают самостоятельным, если он сам одевается и без ошибок пользуется горшком. Никто не ожидает от первоклассника полной ответственности за свою жизнь, но если он может сам дойти от школы или сходить в магазин, его считают героем. При этом этот же первоклассник может не записывать домашнее задание и забывать пенал в школу.

Таким образом, под самостоятельностью ребенка кроется два разных понятия. Ответственность за дела, которые ему поручены. Прежде всего, это учеба школьника и помощь по дому.

Возможность выполнять дела и поручения, которые кажутся сложными для этого возраста. Например, путь от дома до школы и обратно не представляет собой, как правило,  ничего особенного. Но большинству наших соотечественников кажется, что он труден, опасен, и что ребеночка надо довести до двери за ручку, а потом помочь снять рейтузы в раздевалке. На самом деле во время пути до школы у ребенка практически нет выбора. Он действует по отработанному сценарию, истинная самостоятельность в этом случае минимальна.

Такая обученность нужным для родителей действиям очень помогает, просто необходима при отсутствии бабушки, неработающей мамы или няни. Достичь в этом вопросе удовлетворительных результатов не сложно практически с любым адекватным ребенком. Начинать надо с малого. Как правило, даже пятилетний ребенок способен на многое, действовать самостоятельно ему мешает страх, причем страх родительский.

Не важно, чему именно надо научить малыша. Действовать нужно поэтапно. Сначала действие, которому надо научить, надо многократно повторить вместе с ребенком. Затем попросить его проделать все одному под отдаленным родительским надзором. Попутно надо объяснять ребенку возможные результаты отступления от заданного сценария. Например, при походе в магазин за хлебом надо неоднократно повторить, что нельзя купить йогурт или конфеты вместо батона. Как правило, обучение проходит достаточно быстро, и ребенок гордится результатом.

Воспитание истинной самостоятельности, то есть ответственности за свои поступки и за свою жизнь, процесс гораздо боле длительный и трудоемкий. И, самое главное, уверенности в том, что он завершен, не бывает.

Основным принципом в этом процессе является неотвратимая ответственность за любой свой поступок. Часто это создает трудности и неудобства для родителей, но совершенно необходимо. Например, если первоклассник забыл записать домашнее задание, мама, конечно, может позвонить подруге из родительского комитета. А можно пойти с малышом через полрайона к его приятелю, чтобы выяснить, что же задано. Естественно, идти неохота, но если проблема решится просто, ребенок не сделает нужных выводов.

Самостоятельность – необходимое качество взрослого человека, воспитать его – трудная, творческая задача.