Образование и карьера в России

информационный портал

Раннее обучение и развитие ребенка – тема спорная, неоднозначная. Некоторые считают, что лучше не обучать малыша вплоть до школы, а другие подвешивают буквы и цифры над колыбелью младенца. Аргументом противников раннего развития является положение о том, что знаковая система, освоенная слишком рано, нарушает правильное психическое развитие крохи.

Нужно ли изучать буквы и цифры в возрасте, которому свойственно прекрасное воображение, когда все чувства обострены? Действительно, изучение букв сказывается на психическом развитии малыша и без чтения он может достаточно долго обходиться, тогда как с цифрами и счетом дело обстоит несколько иначе.

Прежде всего, числительные гораздо полнее включены в повседневную жизнь, чем буквы. В быту каждый не только пользуется счетом, как минимум до десяти, но и дробями. Четвертинка яблока или половина стакана молока – это именно дроби, и они становятся понятны малышу задолго до школы. Поэтому не стоит ограждать ребенка от основ арифметики, тем более, что первые шаги в ее изучении можно сделать, не касаясь значков, которые обозначают цифры.

На первых же картинках можно считать кубики, разбросанные по полу, птичек на дереве или детей. Но, как правило, самому ребенку достаточно сложно сосчитать нарисованные предметы. Пальчик, который указывает на картинку, то торопится, то отстает от язычка, который произносить цифры. Чтобы наладить дело, для пересчета стоит использовать реальные предметы, которые перекладываются из одной емкости в другую. Это могут быть кубики, которые собираются с пола в коробку, ложки, которые перекладываются в ящик стола после мытья, или тарелки, которые из стопки расставляются на стол. Счет легко включить в ежедневные дела. Если не торопить события, то этому вопросу можно не уделять специальное, особое время. Постепенно малыш обязательно запомнит порядок чисел и научится правильно считать до десяти. Это минимальный уровень для поступления в первый класс.

Как ускорить процесс изучения арифметики?

Чтобы ребенок овладел основами арифметики, как можно скорее, ей придется уделять ежедневно некоторое время. Овладение счетом до десяти можно разделить на два этапа:

  1. Запоминание очередности цифр. 
  2. Умение пересчитать предметы в пределах десятка.

Если запоминание очередности вызывает трудности, следует просто чаще повторять. Не следует ждать, что ребенок запомнит и поймет все сразу, пока можно выучить порядок, как стих, как считалку, или как любую абракадабру. Можно считать перед началом любого дела: еды, мытья рук или просмотра мультиков. Услышав счет до десяти пару сотен раз, малыш сможет его повторить. После того, как он сможет правильно и по порядку досчитать до десяти, надо переходить на перекладывание предметов. Каждый предмет должен быть ощупан, его перемещение, которое сопровождается называнием цифры, должно быть весомо и ощутимо.

После того, как ребенок научится считать и перекладывать без сбоев, можно перейти на пересчет прикосновением пальчика, а затем и на нарисованные предметы. Первые арифметические действия так же следует начинать со счета на пальчиках, счетных палочках или счетах.

Второй десяток не представляет сложностей в плане запоминания порядкового номера (ребенок быстро поймет, насколько похоже звучание чисел первого и второго десятка), но числовое обозначение понять сложнее. Обычно для этого пользуются счетными палочками. Каждый полный десяток перетягивают резинкой, а палочки, которые полного десятка не составляют, остаются россыпью.

У Зайцева есть прекрасная числовая прямая от 1 до 100, где все числа изображены и числами и точками по десяткам. Если просто поместить это наглядное пособие перед глазами, периодически обсуждать числа на нем, понимание числового ряда придет.

В обучении ребенка необходимо добиваться полного понимания материала. Но иногда наступает момент, когда малыш не понимает объяснений, не продвигается вперед несмотря на все усилия. В этих случаях полезно сделать передышку и вспомнить об этом через несколько недель.