Образование и карьера в России

информационный портал

В вопросе о раннем развитии многих останавливает опасение вызвать неприятие, сформировать комплексы. Действительно, в начале обучения ребенку можно нанести серьезную психологическую травму и осложнить дальнейшее освоение наук. Как же этого избежать?

Любые занятия с ребенком должны проходить в комфортной, спокойной обстановке. Не стоит браться за дело второпях или с плохим настроением.
Очень важно усвоить, что нельзя сравнивать малыша с кем-либо другим. Причем не рекомендуется не только не делать этого вслух, но и мысленно. Как ни банально это звучит, но у каждого свой путь развития, человек не может быть талантливым во всем (если он не Леонардо да Винчи).

Малыш, который обладает прекрасным слухом, может с трудом осваивать математику, а ребенок с врожденной грамотностью не уметь рисовать. Ничего страшного в этом нет. Если малыш увлечен одной какой-то темой, с этим надо не бороться, а использовать при обучении. (Рекомендуется к прочтению книга Даррелла «Моя семья и другие звери». Там описывается обучение мальчика, который желал слушать только о биологии и ни о чем другом).

В любом пособии по обучению детей дошкольного возраста стоит рекомендация: «Хвалите!», но родители часто этим пренебрегают. На позитивной волне, после одобрения ребенок принимается за обучение с большим энтузиазмом. Постепенно связь: обучение – хорошее настроение закрепляется, и ребенок учится с удовольствием.

Заниматься комфортнее всего с малышом самостоятельно, в собственном темпе и по своей программе, особенно если нет уверенности в том, что ребенок усваивает все быстро и прекрасно. Если малыш посещает кружок или курсы по подготовке к школе, темп освоения программы может превышать возможности конкретного крохи, и мама начинает нервничать. Как только родители почувствуют, что обучение наследника их психологически напрягает, лучше сделать перерыв. Если мама или бабушка встревожены, это передастся ученику обязательно. Дети отлично чувствуют настроение и поэтому ощущают в таких ситуациях тревогу, как бы взрослый не стремился скрыть свое состояние.

Увлеченность родителей – еще один залог успешного обучения. Если папе нравится играть в шахматы, и он готов учить этому ребенка, малыш будет заниматься с большим удовольствием. Если же мама заставляет себя заниматься с сыном, если на самом деле ей эти уроки не интересны, результат будет более, чем скромный.

Дошкольник, особенно не посещающий детский сад, имеет потрясающую привилегию по сравнению с большинством людей: массу свободного времени. Поэтому в большинстве случаев обучение можно не ограничивать домом, а расширить «круг поиска полезной информации» и дополнить занятия посещением музеев, театров или зоопарка. Так ребенок найдет новое применение полученным знаниям: узнавать известных животных в зоопарке очень приятно, слышать знакомую музыку в исполнении симфонического оркестра – большое удовольствие.

Но что делать, если не хочется заниматься с ребенком, если эти уроки только раздражают родителя. Значит ли это, что мама не справляется со своими обязанностями, что она плохая мать?

В обязанности мамы входит воспитание ребенка, а не обучение его. Научить малыша быть вежливым и добрым, честным и справедливым, передать ему свои идеалы и мировоззрение – вот основная задача родителей. Если в семье хорошие отношения, если подросток относится к старшим с уважением, а к пожилым с любовью, эту задачу можно считать выполненной. Так стоит ли портить отношения со своим ребенком из-за таких мелочей, как умение считать или знание букв?