Образование и карьера в России

информационный портал

Каждый приходит в Президентскую программу по-разному. Мне можно задать вполне законный вопрос - для чего неплохой инженер, кандидат наук, начальник научной лаборатории решил получить дополнительно экономическое образование, а затем и вовсе сменить поле деятельности и заняться маркетингом и международными проектами.

На первую часть вопроса ответить довольно просто. Став начальником лаборатории, я столкнулся отнюдь не только с техническими и научными проблемами, это было уже привычно. Гораздо сложнее оказалось грамотно управлять проектами, находить перспективные области, реализация результатов деятельности в которых приносила бы ощутимый доход, позволяющий развивать организацию, инвестировать деньги в новые разработки и поддерживать достойный уровень оплаты людей.

Требовались знания, знания в области маркетинга и управления проектами. Как раз в это время в ЦНИИ РТК из тогда еще Министерства науки поступила информация о возможности пройти конкурсный отбор и поучиться в Президентской программе. После успешной сдачи экзаменов и зачисления в Институт Инноватики Петербургского технического университета я получил от руководства ЦНИИ РТК неожиданное для меня предложение создать в нашей организации отдел маркетинга.

И вот теперь мы переходим ко второй части вопроса - почему я согласился. К тому времени я проработал в ЦНИИ РТК на разных инженерных должностях более 15 лет и довольно хорошо знал все основные технические направления деятельности и нашу продукцию. На новую должность не подходил человек "со стороны", даже со степенью МВА ему было бы весьма сложно разобраться в технических тонкостях и особенностях нашей продукции, здесь требовался "свой" человек, "технарь", но обладающий определенными экономическими знаниями и навыками.

Мне это было интересно, и я решил подтвердить известное мнение о том, что инженер может стать менеджером, а вот менеджер инженером - вряд ли. Учиться было интересно, ведь я получал ответы на действительно интересующие меня вопросы, но, безусловно, пиком обучения стала зарубежная стажировка. Выбор страны для меня не был сложным и мучительным. Несмотря на то, что я неплохо владею английским языком, я выбрал не англоязычные страны, а Германию.

Объясняется это в большей степени тем, что в то время мы реализовывали чрезвычайно интересный проект по созданию малого космического манипулятора совместно с немецкой фирмой "Даймлер-Крайслер Аэроспейс". По-моему, это был очень удачный выбор. В течение месяца я проходил стажировку в Баварии, в Мюнхене. Лекции, практические занятия и посещения организаций были так грамотно спланированы, что, несмотря на высокую интенсивность занятий, причем без переводчиков, мы почти не уставали. Не было ни малейшего повторения или дублирования пройденного в России материала, но главное - мы окунулись в атмосферу Германии, познакомились со многими людьми, прикоснулись к культуре нации. Я благодарен Обществу имени Карла Дуйсберга за уникальную возможность участия в такой стажировке.

Конечно, все мы вернулись домой совсем другими людьми, и все - с желанием работать, перенимая все лучшее, что мы видели. По возвращении я провел реорганизацию отдела, расширив сферу его деятельности. Теперь это отдел маркетинга и внешнеэкономических связей, много сил и времени уделяется расширению международных контактов и, конечно, не только с Германией, но и с Японией, США, Италией и другими европейскими странами.

С удовольствием отмечаю, что в рамках постпрограммной работы мои связи с Обществом имени Карла Дуйсберга, его сотрудниками и экспертами не только не прервались, но и продолжают укрепляться. Это также один из залогов успешной деятельности выпускников.