Образование и карьера в России

информационный портал

Каждый без исключения человек является частью общества, которое в той или иной форме диктует ему определенные условия сосуществования с другими людьми. В разные времена эти условия могут отличаться, но некоторые важнейшие качества личности, необходимые для успешной жизни в социуме, остаются неизменными. Определяющими для развития личностных качеств  являются детские и подростковые годы.

 

Первым этапом развития личности принято считать формирование главных граней характера и мотивации достижения успеха, на него приходится возраст до 3 лет. На втором, примерно от 3 до 6 лет, идет развитие самосознания, именно тогда складываются самооценка, а также уровень притязаний человека и ряд важнейших качеств личности, которые будут проявляться впоследствии как в деловом, так и личном общении с другими людьми. На третьем же этапе формируются основы мировоззрения и морали, он продолжается до 11-12 лет.

Для развития личностных качеств ребенок должен постоянно вовлекаться в активную деятельность. Практически все дети с интересом следят за тем, чем занимаются взрослые, будь то приготовление обеда или ремонт машины. Но как часто на их желание помочь следует стереотипный ответ: «Не трогай это, ты еще маленький, ты сломаешь (уронишь, потеряешь, порежешься и т.п.». А ведь это первые шаги ребенка к формированию качеств личности, в частности, трудолюбия, любознательности, самостоятельности и ответственности. Если от ребенка постоянно отмахивались, когда у него было искреннее желание во всем принимать участие, то не стоит удивляться, когда через несколько лет он сам начнет всячески уклоняться от любых обязанностей. Ведь ему незнакомо торжество человека, справившегося с чем-либо своими силами, и гордость от того, что он сам выполнил нужное и важное дело. Поэтому любое стремление ребенка к совместной деятельности надо только поощрять, постепенно усложняя маленькие поручения и предоставляя больше простора для самостоятельности. Даже если у ребенка еще не слишком получается оказывать реальную помощь, не забывайте его хвалить и ненавязчиво исправлять ошибки. Ведь существуют две основные мотивации любой деятельности: достижения успеха или же  избегания неудач. Чтобы у ребенка выработалось такое важнейшее качество личности как стремление добиваться поставленной цели, у него должен присутствовать первый вид мотивации, являющийся залогом дальнейших успехов в жизни. Поэтому в лексиконе родителей не должно быть слов, лишающих ребенка уверенности в своих силах и снижающих его самооценку.

В последние годы наблюдается тревожная тенденция: распространение среди детей такой черты как агрессия, которая может быть инструментальной  или целевой. В первом случае агрессия направлена исключительно на достижение желаемой цели, во втором же она непосредственно предполагает причинение вреда другому человеку. Малышам больше присуща первая ее разновидность, по большей части выражающаяся в том, что они отнимают друг у друга заинтересовавшие их игрушки. Взрослому не следует проявлять ответную агрессию при подобном поведении ребенка, поскольку такой стиль реагирования неконструктивен при формировании качеств личности, он не только не тормозит агрессивные действия детей, а напротив, их закрепляет. Ведь ребенок неосознанно копирует манеру поведения взрослых, и личный пример родителя гораздо эффективнее любых многословных объяснений. Маленькие дети порой в силу непонимания способны проявлять жестокость, нельзя оставлять такие эпизоды без внимания, обязательно нужно объяснять им, что другие люди и животные тоже испытывают боль, и демонстрировать иные способы взаимодействия. Развитие личностных качеств начинается с самого раннего возраста, и ребенка можно и нужно учить доброму отношению ко всему живому с первых лет жизни.

К важнейшим качествам личности можно отнести гуманизм, самостоятельность, ответственность, честность, трудолюбие, любознательность, умение добиваться своих целей. При надлежащем формировании качеств личности в сознании малыша формируется правильное адекватное социальное поведение, что будет способствовать его адаптации в любом коллективе и успешности в будущем.