Образование и карьера в России

информационный портал

Как известно, по мере приближения к десяти годам ребенок ощущает всю большую потребность в свободе. Часто это проявляется в речи: там все чаще проскальзывают молодежные словечки, слова- паразиты занимают свое немалое место, сленг школьного двора и тусовки подменяет обычную речь и вот, бабушка его уже не понимает. Где граница допустимого на этом пути? Что считать просто жаргоном, а что уже ненормативной лексикой?

Прежде всего, этот вопрос решается на уровне семьи. В одной семье невозможно произнести самые обыкновенные «современные слова», такие как «прикольно», «понтово», «фигово», а в другой и мат можно услышать.

Кто определяет степень допустимости? Конечно, это родители. Именно они являются мерилом правильности для ребенка. Лексикон подросшего ребенка сформировался не за последние месяцы, он учился выражать свои мысли долгие годы. И чья вина в том, что слово «клево» не обладает в сознании молодого человека ни одним синонимом?

Для того, чтобы определить, что можно, а что нельзя, надо реально оценить слова, которые вылетают из уст самих родителей. Если в семье принято выражаться достаточно свободно, то и от детей трудно требовать исключительно пушкинского языка. Но в том случае, когда языковые вольности в семье не допускаются, ребенок не всегда сразу разделит позицию родителей.

Что же делать, если в активном словаре ребенка завелось словечко, которое родителей категорически не устраивает?

  • Прежде всего, необходимо сказать о своей позиции ребенку. Если вам не нравится что и как он говорит, необходимо сказать ему об этом.
  • Запретить употребление слов, которые недопустимы с точки зрения родителей.
  • Требовать исполнения этих распоряжений.
  • Пресекать каждый раз употребление слова, которое не должно звучать. Пресекать , это не значит бить по губам или каждый раз визгливо ругаться. Можно предложить подобрать синонимы, отметить, что слышание этого слова расстраивает родителей.
  • Необходимо заставлять подростков повторять фразу, если в ней есть запрещенное слово по-другому.

Говорить об этом с детьми необходимо много и часто. Не надо каждый раз читать нотации или морали. Подойти к вопросу можно и с юмором, но главное, чтобы тема все время была на повестке дня. Не смиряться с грубыми, некорректными высказываниями, поправлять своего ребенка совершенно необходимо.

Родительский авторитет утрачивается только временно, ребенок в многом ориентирован именно на семью.