Образование и карьера в России

информационный портал

«Что такое хорошо, а что такое плохо» - задача, которую каждый возраст решает для себя заново. На протяжении детства кризисов, повышенного желания самостоятельности несколько. Первый начинается уже в один год. Именно в этом возрасте ребенок понимает, что он и мама – две различные личности, что желания мамы и его желания могут быть разными. Остальные кризисы: в три, семь лет, подростковый кризис, по сути, повторение того же самого, но все более сложном уровне.

 

Почему же эти периоды жизни названы кризисами? В основном потому что желания ребенка не совпадают с его возможностями. В год он уже может бежать, но мама пускает не всюду, ничего не разрешает, все ей не так.

В три года возможностей уже больше, но все таки маловато, но практически то же самое можно сказать и про подростка. То есть любой возрастной кризис, это конфликт желаний и возможностей. Можно сказать, что и кризис среднего возраста тоже сродни детским. Как же преодолеть этот самый кризис? И самое главное, что делать родителям.

В 11 – 16 лет ребенок пробует решать все сам, пробует самостоятельность на вкус, проверяет крепость родительских нервов. Он доходит до предела дозволенного и пытается заглянуть за черту. Смысл, как ни странно не в приключениях за чертой под названием «нельзя», а в самом пересечении ее.

Все конфликты возникают именно на этой почве: родители считают своего ребенка достаточно большим и стараются разрешить ему как можно больше. Но он переходит и ту черту, которая по замыслу мамы была последней. Например, приходить домой мальчик должен не позже 22:30, а он является еще позже. Мама нервничает, папа рвет на себе волосы, а подросток возмущается, что его ограничивают. Объяснения родительских трудностей, как правило, недостаточно. Что же делать?

  • Правила, которые нарушает подросток, должны быть чуть строже, чем готовы допустить родители. Если они готовы встречать своего сына в 11:00, лучше сказать: прийти надо в 10. Ребенок нарушит запрет, придет в 10:55. Вы будете недовольны, он проявит свою волю, ощутит свободу, но нервничать вы не будете, потому что готовы были позволить ему отсутствовать до этого часа.
  • Общение с родителями не должно быть формальным: правила, запреты, исполнение. Ребенок ведь не солдат, чтобы только повиноваться. Это лишь один из аспектов отношений с родителями. Надо много шутить, проводить вместе свободное время, разговаривать «просто так».
  • Воспоминания о детстве самих родителей помогают разрядить обстановку. Они не должны быть поучительными. Мама и папа уже не находятся на пьедестале, как это было 10 лет назад. Дать почувствовать в родителе человека, друга очень важно, иначе все отношения сведутся к противостоянию сторон.

Выстроить отношения с подростком – настоящее искусство. Если это хоть в какой-то мере удастся, значит, родители обладают мудростью.