Образование и карьера в России

информационный портал

«Высокий интеллект» – часто говорят о хорошо информированных молодых людях. Действительно, когда ребенок много знает, он производит чрезвычайно хорошее впечатление. Более того, он кажется очень умным, смышленым, сообразительным. Но информированность ребенка может быть совершенно разной.

Факт – лишь кусочек информации

Американский педагог Глен Доман разработал целую систему, по которой человеческий мозг можно программировать, как компьютер. В результате достаточно напряженных занятий дети обладают обширными энциклопедическими знаниями из различных областей. Центр раннего развития Глена Домана работает уже долгие десятилетия, но в Америке не появилось за это время десятков выдающихся ученых-открывателей, следовательно, все дети, которые так поражали своими потрясающими способностями стали совершенно обыкновенными взрослыми. И рядом с ними живут их сослуживцы, которые не пытались стать вундеркиндами, а имели спокойное детство.

В России эксперимент по массовому выращиванию вундеркиндов так же проводился, правда с меньшим размахом. Знаменитая семья Никитиных – прекрасный пример для размышления. Напомню, что в 70 е годы московский педагог в своей собственной семье ввел удивительную систему воспитания, революционную по тем временам. Детишек закаляли, учили писать в тазик и рано обучали чтению. В школу эти дети шли рано, чуть ли не в пять лет. Но в школе дела шли не так резво, а в университет, например, никто из этих детей так и не поступил.

Почему же гении в детстве не всегда поражают глубокими познаниями в более зрелом возрасте. Что помогает детям, с которыми не занимались так целенаправленно без труда (а может и с трудом, но все же) обгонять таких развитых, таких натасканных в разных предметах детей.

Как ни странно, но методики раннего развития не столько помогают, сколько мешают успеху ребенка в школе. Ведь обучение в полтора – два года действительно возможно только через игру. Играют и с пятилетним малышом, который осваивает сложный для него материал. Но, когда такой ребенок идет в школу, игры заканчиваются. А вместе с ними и интерес к учебе. А какой может быть собственно интерес, когда учеба вовсе не в новинку, Когда она уже стала привычной, рутиной. Потеря любопытства и интереса к знаниям – первая ловушка, в которую могут попасть такие детки.

Вторая ловушка – это ощущение собственного превосходства. Ведь ребенок попадает в массовую школу и учится там с детьми, которым не пели песенок про исторические битвы и географические открытия. Эти знания для первоклассника попросту неактуальны. Поэтому информация либо забывается, либо становится инструментом подавления и пренебрежения.
Так что перед тем, как делать акцент на развитии интеллекта, стоит подумать, точно ли это оправдает себя? Точно ли это нужно ребенку и родителям?