Образование и карьера в России

информационный портал

Природа человеческая условно делится на три ипостаси – физическую, личностную и духовную. При этом, как часто бывает в философии и смежных с нею науках, толкований этих ипостасей более чем достаточно. Некоторые склонны считать личность человека продуктом воспитания в определенном обществе, другие исследователи подчеркивают, что личность – это важная индивидуальная составляющая человека, выделяющая его среди ему подобных.

 

Но, как бы там ни было, а все исследователи сходятся во мнении, что личность редко застывает в «эмбриональном» состоянии: обычно за свою жизнь человек обязательно развивается. (Вопрос, в какую именно сторону, оставим моралистам.)

Обязательные условия личностного развития – общение с себе подобными. Известны печальные примеры жизни «современных Маугли». Это когда человек, выкормленный дикими животными и принятый в стаю, не мог после адаптироваться к существованию среди людей. Его личность не имела способности к развитию, так как была лишена глобальной поддержки на ранних этапах становления.

Так, контакт младенца с матерью дает ребенку осознание причастности к миру, тотальное доверие к окружающему. Это базовое доверие в дальнейшем будет укреплять любовь и уважение к людям, стремление постигать новое без боязни.

Подрастая, ребенок осваивает все новые этапы самостоятельности. Это очень важный период роста личности. Маленькому человечку бывает очень стыдно, если он чего-то не умеет, и он старается изо всех сил. Далее последует освоение ролей в обществе, осознание собственной компетентности, выбор пути, поиск партнера, забота о собственных детях, саморазвитие и обустройство своей жизни. И, наконец, после 60-ти лет начинается этап осмысления прожитого.

Но на протяжении всего времени жизни человек ежедневно стоит перед необходимостью личностного развития. Сопряженной, впрочем, с развитием физическим и духовным – коль скоро мы наблюдаем гармоничного представителя homo sapiens.

Приведенные выше этапы развития были выделены  психологом Эриком Эриксоном. Итак, если следовать его версии, то главные условия личностного развития в раннем возрасте лежат вне самого человека. Корректируют и направляют становление ребенка близкие ему люди. Но в процессе взросления внешние факторы все больше уступают место внутренним.

Особенно заметно это становится в подростковый период. Человек начинает действовать и развиваться, исходя из внутреннего «хочу», самоутверждаясь там, где еще год назад ему не пришло бы и в голову. Иногда такие процессы происходят очень болезненно. Неприятие обществом порождает агрессию либо замкнутость, могут обернуться даже суицидальными попытками. 

Для комфортного личностного развития нужна хорошая психологическая поддержка, доброжелательность отношений в семье и... хорошая нагрузка. Если жизнь человека бесцельна,  то один скучный день сменяет другой, и бесценное время жизни «спускается в унитаз». Но совсем другой ритм бытия ждет того, кто полон интереса к жизни, имеет много увлечений и задач.

Смысловое наполнение не даст унывать – человек как личность все время растет, совершенствуясь в своих умениях как прикладного, таки теоретического характера. Анализ и синтез явлений дают простор мысли. А понимание своих действий, а также мотивов других людей учит любви и прощению.  Избавление от страстей, любовь к людям – вот вершины личностного развития индивидуума.