Образование и карьера в России

информационный портал

Ежедневно на человека выливаются огромные потоки информации, но запоминаем мы лишь малую толику услышанного, увиденного и почувствованного. Каждый сталкивается с тем, что выучить необходимое сложно, а потом выученное быстро забывается. Существует огромное количество способов сохранить нужное, но они подходят далеко не всем. Выбирать их следует, исходя из типа памяти.

Психологи говорят, что люди подразделяются на визуалов (лучше воспринимающих картинки, схемы и рисунки), аудиалов (легко запоминающих услышанное) и кинестетиков (чувствующих мир с помощью прикосновений и сохраняющих воспоминания о них). Аудиалы отличаются ораторскими способностями, хорошо формулируют мысли, без труда выделяют звучание отдельных инструментов из музыки оркестра. Визуалы склонны схематизировать получаемые данные, оформляя их в виде рисунков, диаграмм, чертежей, они легко представляют любой объект, понимают язык тела собеседников. Кинестетики запоминают конкретное событие, а не сопровождающие звуки и явления, им нравится работать руками, а заставить их усидеть на месте практически невозможно. Иногда комбинируются несколько типов памяти сразу, но обычно выделить преобладающий совсем не сложно.

Аудиалам нужно проговаривать информацию. Если запомнить за раз нужно много, то лучше сделать несколько подходов. В первую очередь необходимо создавать ассоциативный ряд – придумать какую-то историю, подобрать рифму, должно найтись какое-то слово, в связи с которым в памяти всплывёт нужно понятие. Запоминать, как уже было сказано выше, лучше постепенно. После прочтения первой части следует пересказать прочитанное, стараясь не заглядывать в исходный текст. Потом чтение первой и второй части – снова пересказ, повторяя информацию до тех пор, пока не получится рассказать идеально. То же самое с третьей частью. Закончив, нужно проговорить всё ещё три раза, не сбиваясь, если не получается – повторить весь ритуал запоминания. Каждые полчаса обязательно делать перерывы – это поможет мозгу справиться с полученной информацией. После тайм-аута – очередное повторение и работа над тем, что не получилось запомнить. Полезно слушать запись голоса, собственного или, например, учительского, – это тоже поможет сохранить в памяти информацию.

Визуалам ни в коем случае нельзя учить там, где есть что-то яркое и притягивающее к себе внимание, – это помешает сосредоточиться. Идеальный способ запоминания – выделение важнейшей информации разноцветными маркерами, используя один цвет для того, что каким-то образом связано (в конспекте о деятелях культуры лучше выделять имя человека и его достижения одним цветом, а с другой личностью – менять цвет). Потом самое важное следует переписать на карточки, используя ручки того же цвета, что и выделители, карточки расклеить по дому. Яркие надписи будут привлекать внимание, так что волей-неволей повторять их придётся, даже просто читая, менять местоположение записок нужно как можно чаще – привыкнув к тому, что в определённом месте находится определённая информация, человек перестаёт воспринимать её.

Кинестетикам лучше имитировать объект: заучивая стихотворение – представлять образы и описывать их словами автора; запоминая словосочетания или цифровые последовательности – записывать одну часть информации на одну карточку, другую – на вторую, а потом пытаться совмещать их. Нельзя забывать о движении! Передвигаясь по комнате и повторяя, человек активизирует работу обоих полушарий мозга, что несомненно способствует запоминанию.

При заучивании текста, например, каких-то документов или выдержек из книг, лучше выписать опорные фразы на отдельный лист. Исследователи считают, что эффективность записывания информации в два раза выше эффективности простого чтения. Перечитывая записанное, человек повторяет информацию. Интересный способ – на одной стороне карточки написать вопрос, а на другой – ответ на него, а потом проверять, совпадает ли ответ с тем, что осталось в памяти. Ещё отличный выход – проверка кем-то, а не самим собой, а лучше – объяснение другому человеку, здесь свою роль сыграет и желание показать уровень владения информацией.

Строгих правил запоминания не существует – в этом вопросе всё абсолютно индивидуально. Но знание типа памяти и каких-то особенностей заучивания, связанных с ним, существенно облегчит любую зубрёжку.