Образование и карьера в России

информационный портал

Управление людьми Умение общаться с людьми, руководить ими высоко ценится на рынке профессиональных услуг. Вот что по этому поводу говорил Д.Рокфеллер: «Это такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за такое умение больше, чем за любой другой товар в этом мире».

Управление людьми, или, другими словами, менеджмент, играет важную роль не только в бизнесе. Есть менеджмент государственного управления. Главный врач больницы и главный режиссер театра – тоже менеджеры.

В любой организации существуют некие должностные инструкции или подобные им нормативные документы. Хороший менеджер не станет «прятаться» за инструкции, а поставит дело так, чтобы они давали лишь векторы в работе. Жесткий алгоритм управления бывает полезен иногда, при возникновении нештатных или авральных ситуаций, и только на непродолжительное время. Эффективность достигается там, где сотрудники чувствуют свою причастность к решению возникающих проблем, где контроль со стороны начальства не сковывает их и не мешает самостоятельности.

У высококлассного менеджера подчиненные, при выполнении приказов и распоряжений, понимают их рациональность, а контроль основывается на доверии. Настоящий управленец должен обладать такими навыками в работе, чтобы в коллективе сложились отношения сотрудничества, когда все одинаково заинтересованы в успехе дела и только с этим связывают свой личный успех и, как следствие, возможность удовлетворения своих потребностей. Вот некоторые принципы мотивации, которые будут полезными в менеджменте практически любой сферы деятельности:

  1. Люди испытывают радость от работы, если в ее процессе удовлетворяется потребность в личной причастности. Они хотят, чтобы их действия были важны не столько вообще, а сколько для кого-то конкретно.
  2. Трудно найти человека, который не хотел бы показать, на что он способен. Важно, чтобы решения в тех вопросах, где он компетентен, принимались совместно с ним.
  3. Каждый хочет узнать себя в результатах своего труда. Это относится и к работнику, и к группе. Результаты труда не должны быть обезличены.
  4. Людям нравится ощущать свою незаменимость. Нужно уметь дать понять каждому сотруднику, что его труд очень важен для общего успеха.
  5. Каждый хорошо работающий должен быть уверен, что его усилия будут адекватно оценены материально и морально.
  6. Если информация о положении дел в организации утаивается или запаздывает, сотрудники чувствуют себя ненужными и, в результате, падает их готовность к труду.
  7. Каждый на своем участке работы хочет быть самому себе шефом. Оставляйте свободное пространство для инициативы работника, его самовыражения.

Идеальных менеджеров не существует. Однако есть управленцы, которые развили свою профессию до уровня искусства. Для такого менеджера важно, чтобы принимаемые решения встречали понимание и одобрение. Он умеет слушать и охотно знакомится с идеями, мнениями, отличными от его собственных. Хотя у него есть свои убеждения, к чужим он подходит рационально и способен, когда видит в этом смысл, изменить собственную позицию.

Если возникают конфликты, он стремится не только устранить последствия, но и разобраться в их причинах. Высококлассный менеджер так строит взаимоотношения в коллективе, что сотрудники становятся его единомышленниками, они следуют за ним и поддерживают его. Работа в такой команде – средство чувствовать себя личностью. Настоящий управленец понимает, что успех его предприятия складывается из успеха каждого сотрудника. Именно при таком подходе к делу достигается максимальный результат.