Образование и карьера в России

информационный портал

Корпорация General Electric несколько лет назад провела двухгодичный курс развития креативности своих сотрудников и получила 60% прирост числа жизнеспособных идей. Эта цифра объясняет повышенный интерес бизнес-сообщества к развитию нестандартных способов мышления у работников. Но также это сигнализирует о необходимости выработки стратегии управления творческим потенциалом, особенно, если его носители составляют большую часть персонала компании.

Творческие личности – что следует учесть?

Креативные сотрудники – это двигатель компании, без которого она обречена на использование идей других фирм и, соответственно, низкую прибыль по сравнению с конкурентами. Творческие личности выходят за рамки традиций, поэтому они способны создавать новые продукты и быстро находить выход из проблемных ситуаций. Любой рынок, будь то производство молочных продуктов или разработка новейшего вооружения, развивается за счет новаторства, и именно здесь творческие замыслы конвертируются в деньги.

В бизнесе множество креативных профессий – дизайнеры, архитекторы, event-менеджеры, журналисты и т.п. – но у всех есть характерные черты, приводящие в замешательство кадровиков старой школы:

  • они не способны вписаться в корпоративную культуру. Взгляды на жизнь и работу слишком отличаются от общепринятых, поэтому творческому персоналу часто бывает тяжело общаться с сослуживцами;
  • им тяжело отказаться от своих идей. Если дизайнеру интерьера пришло в голову, что зеленые стены будут отлично сочетаться с синим полом, то именно на это сочетание цветов он будет пытаться уговорить заказчика;
  • они «расхолаживают» коллектив. Обязанности творческого сотрудника заключаются в создании идеи и ее реализации, рутинная работа в них не входит. Поэтому часто можно наблюдать, как программист спокойно играет в онлайн-игры, а потом к дедлайну сдает отличный программный продукт. И все это на глазах работников, вынужденных постоянно заниматься делом – писать отчеты, предоставлять статистику и т.п.
  • они стремятся выделиться любой ценой. Нестандартный подход – это хорошо, но только не в применении к офисным правилам и стандартам корпоративной культуры. Творческие личности постоянно хотят быть особенными, пусть даже это выражается в регулярных опозданиях, несоблюдении дресскода и перекусах в неурочное время. Причем если поместить креативного сотрудника в среду ему подобных, попытки выделиться не прекратятся.

Как управлять креативной энергией?

Владельцы компаний, бизнес которых строится на «потоковом» творчестве (СМИ, реклама и т.п.), не всегда готовы относиться к креативистам иначе, чем к остальному персоналу. Максимум, на что они способны, – согласиться на индивидуальный график работы. Если, к примеру, макет рекламы должен быть готов к 8-00 следующего дня, то это все, что следует знать сотруднику. Когда он будет его делать – днем, вечером или под утро – уже не контролируется начальством.

Другая ситуация в тех компаниях, которые либо ведут объемные долговременные проекты, либо не так часто нуждаются в новых идеях. Здесь креативный персонал холят и лелеют – никаких кнутов, только горы пряников! При такой заботе встает только один вопрос – как не потерять плоды творчества креативиста. К каждому сотруднику или отделу приставляют администратора, чтобы он систематизировал все идеи и претворял замыслы в реальность. Иногда творческому человеку даже мысли свои записать сложно, и вот тут такой помощник и пригождается.

Какие же «пряники» заставляют работать креативный персонал?

Признание. Творческим личностям присуще самодовольство. Если руководитель замирает от восхищения при виде плодов их труда, они готовы работать даже бесплатно. А если признание еще и в материальную форму облачить, то эффективность работы креативиста повыситься на порядок. Причем важен не только результат, но и сам процесс труда. Нужно постоянно напоминать, как велик вклад сотрудника в общее дело, и как «мы все пропадем» без него.

Теплое отношение руководства. Начальник должен стать лучшим другом, поклонником, музой, сестрой или братом, но только не начальником! Творческая личность никогда не будет изливать душу в своем произведении для человека, который говорит ему «Здравствуйте!» в 8 утра и «До свидания!» в 6 вечера, а в промежутке только требует сдавать проект.

Комфортное рабочее место. Разрешить креативисту самому создать свое рабочее место – первый шаг к его приверженности компании. Но одного рабочего места недостаточно, необходимо прислушиваться к его советам по организации всего офиса.

Творчество «для души». Компаниям, бизнес которых основан на креативности сотрудников, ни в коем случае нельзя тонуть в рутинной работе. Рано или поздно, через 10 или 110 выполненных проектов, муза уходит, и страсть к творению исчезает. Поэтому небольшие передышки – в виде конкурса карикатур или разрисовывания лестничных пролетов – необходимы каждому креативисту.

Чего нельзя делать ни в коем случае при работе с творческим персоналом:

  • давать размытое, неопределенное техзадание;
  • вмешиваться в трудовой процесс;
  • прерывать сосредоточение сотрудника на задаче;
  • требовать постоянного присутствия на рабочем месте.

Некоторым компаниям так не удается создать баланс между администрированием и творчеством, и тогда для них единственным решением проблемы с простоями проектов становится расширение штата креативных сотрудников.

Руководитель компании, основанной на результатах труда творческого персонала, похож на античного возничего. Он вынужден балансировать на движущейся двухколесной конструкции и одновременно управлять лошадьми. При этом он не только должен удержаться, но еще и прийти по возможности первым. Чтобы стать отличным управленцем, нужно знать все о своих сотрудниках, тогда проекты будут делаться качественно и в срок.